Физическая готовность ребенка к школе
Врачи и гигиенисты сходятся во мнении: отсутствие движения не способствует здоровью ребенка.
Ребенку требуется быть в неподвижно статичной позе во время занятий. Возрастающие статические нагрузки противоречат физическому развитию. Костно-мышечный аппарат ребенка мягкий и он приспосабливается к неудобствам. Это может вызвать неправильную осанку.
В этом случае необходима соответствующая физическая подготовка ребенка к школе.
Ребенок, имеющий достаточные физические нагрузки, адаптируется увереннее, меньше болеет по сравнению с малоподвижным ребенком.
Развитие же двигательной активности ребенка предупредит развитие болезней сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.
По мнению физиологов, движение является физиологической потребностью человека. Педагоги считают движение необходимым в ходе общего развития и воспитания.
Особенное значение двигательная активность имеет в момент формирования основных систем и функций ребенка.
Физическая и двигательная активность напрямую связаны с развитием интеллектуальных способностей и восприимчивости, направлены на формирование мыслительных процессов и внимания, представлений о времени и пространстве.
Разнообразие движений определяет объём поступающей в мозг информации и влияет на интенсивность интеллектуального развития.
Степень подвижности условно определяет принадлежность ребенка к одной из трех групп — высокой, средней и низкой подвижности.
Дети первого уровня чрезвычайно деятельны. Они выделяются интенсивностью движений в умеренной и высокой степени.
В поведении они достаточно ровны и чаще спокойны, но не успевают вникать в суть своей деятельности, не осознают её целенаправленность. Из всех видов движений они предпочитают бег, прыжки и стараются избегать точности и сдержанности. Эти дети высоко подвижны в любых условиях.
Детям средней подвижности свойственны более ровное и спокойное поведение, равномерность подвижности в течение всего дня. Уверенность, четкость, целенаправленность характерны для этой группы.
Дети низкой подвижности выглядят вялыми, пассивными, быстро устают. Они стараются уединиться, довольствуются ограниченным пространством для игры и движения. Они нерешительны в общении со сверстниками. Движения могут быть неопределенными.
Последняя степень может быть вызвана несколькими причинами: отсутствие условий для активности или двигательных умений и навыков, слабое здоровье или строгость взрослых.
Самая привычная физическая подготовка ребенка к школе и активное средство обучения – это игра. В игре формируются различные положительные свойства человека. Ребенок учится самостоятельности, поиску решений, физически развивается, получает моральное и эстетическое удовлетворение.
Важно научить ребенка играть в коллективные (ролевые) подвижные игры: здесь все включены в активное действие. Движения во время игры дают детям опыт межличностного общения, знакомят с моделями поведения.
Полезнее всего проводить игры на свежем воздухе. В этом случае интенсивно работают сердце и легкие, в кровь усиленно поступает кислород. Тем самым укрепляется общее физическое и психологическое состояние детей, иммунитет, повышается сопротивляемость к инфекциям.
Функции организма развивают разные виды движения в сочетании.
Для координации движений полезны прыжки и метание в цель.
Ходьба и бег формируют важное качество характера — выносливость.
Игры и упражнения необходимо постоянно разнообразить. У детей вырабатывается алгоритм движений, они умеют переносить привычные движения в иную обстановку.
Чем больше ребенок знает различных движений, тем чаще он применяет их в повседневности. От этого содержание его деятельности становится разнообразным — и значительно растет развитие.
Подвижные игры необходимо чередовать с «сидячими» занятиями по лепке, конструированию, развитию речи, которые развивают не менее важное для будущего школьника качество — усидчивость.
Порционное сочетание нагрузок движения и покоя укрепляет опорно-двигательный аппарат, помогает развить координацию, позитивно влияет на правильный рост и развитие, создаёт условия для тренинга важнейших функций организма.
Воспитание у детей ежедневной потребности в движении уже с ранних лет закладывает базовые основы хорошего здоровья и гармоничного развития личности ребенка.