Методика Монтессори дома и в детском саду
Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.
Содержание:
- В чём состоит методика Монтессори
- Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори
- Пять принципов, предложенных М. Монтессори
- Организация детских садов по программе Марии Монтессори
- Организация пространства в садах Монтессори (система зонирования)
- Плюсы и минусы
- Игрушки Монтессори
- Фильм о Марии Монтессори
Данный метод оказался очень эффективным. Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения. Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей. Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
В чём состоит методика Монтессори
Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.
Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора – двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.
Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.
Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори
Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.
Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:
- фрукты для счёта,
- глину, солёное тесто и пластилин для лепки.
Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:
- любознательность,
- стремление познавать окружающий мир.
- свободомыслие,
- независимость.
Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальным
Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».
Пять принципов, предложенных М. Монтессори
- Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
- Самостоятельность принятия решений ребёнком;
- Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности
Организация детских садов по программе Марии Монтессори
В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, – специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую «несёт» метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.
Другими словами – задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори – помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
- Личностно-ориентированная модель образования подразумевает, что Монтессори-педагог контролирует и корректирует психическое, физическое и психологическое развитие каждого воспитанника в индивидуальном порядке. При необходимости корректируя;
- Воспитание всесторонне развитой личности: в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии;
- Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие Монтессори-материалы.
Организация пространства в садах Монтессори (система зонирования)
Общее пространство делят на 6 зон:
- Зона повседневной жизни – ребёнок, находясь в ней приобретает жизненно важные социально-бытовые навыки. Игрушки Монтессори в этом случае не бутафория, а реальные предметы быта.
Совет родителям: следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков – блока навыков общения;
- Сенсорика/развитие мелкой моторики – основными материалами выступают игры Монтессори, такие как пирамида «Розовая башня», красные штанги, цветовая лестница и таблички (на определение цвета и размера), блоки цилиндров. Для развития тактильного восприятия используются материалы повседневной жизни, такие как шершавые ткани, природные ресурсы: глина, песок, земля и пищевые крупы, а также солёное тесто, термомозаика. Для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки). В этой зоне расположены предметы для развития обоняния и вкуса. Цель работы в этой зоне развитие органов чувств: осязания, обоняния, обучение первичным навыкам, саморегуляции эмоционального состояния релаксации, а также подготовке школьному обучению.
- Математическая зона должна быть выстроена с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, что показывает тесную связь с сенсорной зоной. Простроение системы изучения математики по Монтессори предполагает естественность.
Инструментами выступают:
- для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
- для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
- для счёта до 100 (бусины, доски Сагана, цветные цепочки);
- для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
- для знакомства с дробями;
- для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
- Языковое развитие – строится на принципе тактильности. Целями работы в этой зоне является расширение словарного запаса, обучение письму и чтению.
Совет родителям. В первом случае используются карточки изображающие предметы.
Во втором – подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;
- Естественно-научное/космическое развитие. Работы в этой зоне направлена на подготовку к изучению таких школьных предметов, как биология, история, география, физика и химия;
- Зона для игр – спортзал. Развитие крупной моторики (двигательное развитие).
ℹСовет родителям: материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.
Плюсы и минусы
При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.
- Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;
- Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.
- Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивен или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.
К плюсам этой системы можно отнести:
- Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора – базовые потребности любого ребёнка.
- Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.
Примером этому могу быть основатели двух великих компаний Стив Джобс и Билл Гейтс, принц Уильям, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, 42-ой президент США Билл Клинтон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.
“Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, обладают хорошей остротой внимания, наблюдательностью, дисциплинированы и самостоятельны.
Игрушки Монтессори
Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3 лет называется тоддлер монтессори):
Для детей до года рекомендуется использовать:
- с 1до 2 месяцев фигуры из бумаги, игрушки-погремушки форме геометрических тел;
- с 3-х месяцев рекомендовано стимулировать движения. В этом возрасте специалисты отдают предпочтение деревянным фигурам постельных цветов, подвешиваемых на специальных резинках. Примером могут быть: деревянное колечко или колокольчик производящий звук, при каждом прикосновении малыша.
Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.
Совет родителям: не препятствовать в открывании и закрывании ящиков, а также в манипулировании вещами, не предназначенными для игры. Все опасные и ценные предметы рекомендуется хранить в недоступном для ребёнка месте. А в одном (двух) выдвижных ящиках, которые доступны ребёнку по росту, хранить предметы из повседневной жизни, играя которыми он не нанесёт себе вреда.
ℹСовет родителям. Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет – естественная природная среда. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что вода отлично наливается в ведёрко до краёв. А песок так налить нельзя. Его можно насыпать. Можно начать собирать с ребёнком листики с деревьев или кормить птичек на улице, также можно повесить кормушку за окном.
Игротека для ребенка от 2 до 3 лет – основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.
Фильм о Марии Монтессори
Фильм рассказывает о жизни и работе итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Он охватывает всю жизнь этой интересной женщины. Для того чтобы ознакомиться с её методикой и личность достаточно его просмотреть.