Воспитание и чувство вины
Все мы с детства знаем о чувстве вины. Оно является самым сильным переживанием человека. И поэтому многие из родителей не задумываясь, используют это чувство, воспитывая своих детей, зная, что это верное средство, чтобы получить скорый эффект.
Хотя стоит задуматься — что мы хотим получить в итоге – самостоятельную личность или робота, не способного самому управлять своей жизнью. Подумайте, как вы чувствуете себя если кто — то другой использует ваше чувство вины. Вы можете сделать многое – дать денег в долг, ездить к родственникам по воскресеньям, пренебрегать своими делами. И все это только ради того, чтобы не испытать чувства вины. В случае отказа чувство вины возрастает, ведь вам приходится придумывать всевозможные доводы и причины. В результате вы чувствуете себя плохим — эгоистом, который не может понять переживания других, черствым, бездушным.
Даже зная об этом, взрослые и своих детей старательно подводят к таким взаимоотношениям. И все из-за того, что воспитание по классике жанра это как раз принятие ответственности, даже если это нанесет урон нашему спокойствию и интересам. Нам кажется, что проще всего поселить чувство вины в ребенке. Мы считаем не подходящим силовой подход. Потому что хотим показаться хорошими, да и вряд ли можно рассчитывать на какую- то отдачу, если заставлять ребенка. Гораздо выгоднее свои требования представить заботой о нем.
Для управления процессом мы рассказываем ребенку о том что «хорошо» а что «плохо». И, разумеется, ребенку быть хорошим очень хочется. Ну а для родителей это означает — не отнимать у них много времени, самому собирать игрушки, с радостью съедать, по их мнению, полезную кашу, быстро засыпать. Родителям хочется получать один лишь позитив от общения с ребенком. Если же ребенок поступает не так, как мы хотим, то мы просто обвиняем его. Что может быть сильнее такого простого и одновременно сильного метода управления. Ведь виноватого человека легко контролировать он сам готов многое сделать. Обвинять легко и приятно ведь в этот момент ощущаешь свою власть над ребенком и это самая легкая возможность самоутверждения.
Примеры чувства вины
Рассмотрим на примере. Мама идет с работы и ей поскорее хочется отдохнуть. Дома ее встречает непоседливый ребенок. И ей очень не хочется признаться даже себе о том, что он просто ей мешает. И ей нужен веский предлог, чтоб ребенок оставил ее в покое. Мама хочет доказать, что это долг хорошего ребенка, а не ее прихоть. Нужно с чего-то начать. «Почему ты всегда наводишь везде беспорядок?». На такой вопрос невозможно найти ответ даже опросив мудрецов. Ребенок просто в тупике. Это все методы манипуляции, когда используются слова «всегда», «никогда». Что тут ответить? Ясно, конечно, что не нужно наводить беспорядок. Зато неправда что «везде» и «всегда» он его наводит. Но задавая этот вопрос, мама не хотела услышать на него ответ. Просто, таким образом, она хочет добиться нужного ей поведения. «Вместо этого баловства лучше бы занялся делом. Почитай, порисуй».
Игра ребенка уже названа баловством и мама находит другие важные дела: «когда ты выгуливал собаку?» Ты совсем не заботишься о ней, а ведь ты так просил ее. Мама только что обвинила ребенка, что он не хочет заниматься тем, чем надо и в том, что он не любит свою собаку. «Учись всегда держать свое слово» — наставляет она. С точки зрения психологии мы видим, как мама пытается вызывать в ребенке такие чувства как беспомощность, безответственность, вину за свои дела, называя это воспитанием. Она не видит другого выхода, как отдохнуть от ребенка, потому что если прямо сказать ему об этом, то ребенок обидится, а возможно и разозлится на нее. В таком случае она буде уже сама испытывать чувство вины и будет переживать.
Ну а возможно ребенок при таком воспитании со временем поймет, что у каждого человека имеется право на свои желания и другие должны это право уважать. И в таком случае будьте уверены, что он будет самодостаточным, не уязвимым для манипуляций личностью. Ведь мы все хотим в конечном итоге видеть такими своих детей.