Пятница , 29 марта 2024

Развивающие игрушки. Что это такое?

Развивающие игрушки. Что это такое?

Последние годы все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Однако порой весь процесс развития сводится к обучению. Как соотносятся эти понятия? Какие игрушки действительно ну лены для всестороннего развития?

Считается, что игрушки, которые предназначены для детского развития, быть должны непременно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и так далее. Таким образом игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.

В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, пособия Монтессори, известные кубики Зайцева и Никитина, разнообразные вкладыши, карточки и рамки, а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, обычно, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана.

Однако возрастные советы на упаковках зачастую пугающе похожи — от 3 лет. И бывает довольно сложно понять, в случае, если игрушка действительно необходима. По этой причине возникают вопросы: почему иной раз так быстро исчезает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?

Развивающие игрушки. Что это такое?

А мой малыш не хочет играть

Довольно скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может применять игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них — непопадание в возраст. К примеру, хитрые доски с передвигающимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, для которого хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Однако следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, в случае, если он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.

2-ая проблема — несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, однако, поняв, что это, важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка, невыполнимо, сразу потеряла к нему интерес. Вместе с тем она не расстается с папиными ботинками и весьма умело их шнурует.

А пятилетний мальчик категорически отказывается видеть в кубиках с буквами что-то др., помимо материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится не имея энтузиазма.

Что представляет из себя раннее развитие?

В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо машинок и кукол приводит ребенка в сферу, совершенно далекую от его потребностей. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным.

Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения нужно. Однако чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь для начала ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами.

По этой причине под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир — желания, предпочтения, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, беспорядочного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться использовать его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию.

Развивающие игрушки. Что это такое?

Развивающий эффект игрушки определяется для начала свободным от директивных указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.

Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, т.е. в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, однако не игры. И в случае, если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию.

Сфера игры — это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Тем самым, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут применяться ребенком как предметы-заместители и тем самым теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, в случае, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или в противном случае главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами, т.е. ребенок должен для достижения итога выполнить определенную последовательность действий. Тем самым, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности <и психологически готов следовать предъявленным извне правилам. А между тем здоровое развитие дошкольника предполагает формирование правил добровольно, внутри широкого спектра возможностей, в котором действия будут придумываться и изменяться самим ребенком.

Значение свободной детской игры

Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, однако и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка этот ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются то есть качества, которые становятся основой успешного обучения — самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.

Главное для ребенка — это эмоции, практические действия и образные представления. Наслаждение в данном случае не развлекает малыша, а является нужным условием и одновременно признаком его развития.

В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Такой опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения.

Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. В случае, если годовалый малыш колотит ложкой по столу — это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок чувствует себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, однако представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания.

Развивающие игрушки. Что это такое?

В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в этом случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой — неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать такой опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка — это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые могут быть самыми неожиданными.

Главное качество игры — это возможность представить то, этого в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры его «корабля» (другие дети или куклы) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие?

Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (кассира, шофера, врача и так далее), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность — внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.

Выбрать и приобрести развивающую детскую игрушку в магазине Igrushka66, доставку они осуществляют через транспортные компании в любой город России.

Смотрите также

Развлекательный комплекс на улице с горкой для игр и активного времяпрепровождения

Уличные игровые комплексы с горкой являются одним из наиболее популярных развлечений для детей на открытом …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.