Делиться или не делиться: когда ребёнок жадничает
Родители хотят воспитать добрых людей. Детей учат быть добрыми, сочувствующими, благодарить и делится. Но что делать, если малыш оказался «эгоистичным монстром»? И как с этим бороться, когда подрастающий ребенок сводит с ума своими чрезмерными желаниями?
Как не стыдно! Такое раннее проявление собственничества! В тревоге мама обнаруживает у своего ребенка поведение, которое ей совсем не нравится: он берет чужую игрушку, крепко сжимает ее в руках и даже не думает вернуть ее владельцам: «Моя!»
Содержание
- Каждый ребенок – эгоист
- Эгоцентрическая фаза
- Социальное поведение постепенно появится
- Когда «владение» становится важным
Мама практиковала социально приемлемое поведение, как только ребенок научился говорить: читали сказки и рассказы о том, как важно быть добрым и щедрый, отмечали каждый подарок, даже не очень интересный, политкорректным «спасибо». И вот они сидят у песочницы, солнышко шлет свои согревающие лучи – все могло быть так идиллически-красиво. Но… «Мое!»
Этот мальчик – жадина! Почему он хочет все для себя? Почему дети не могут поделиться своими ведрами с песком и формами для лепки с другими? Мама быстро добирается до песочницы. Отбирает у эгоиста ведра и формы и отдаёт их сопернику. Остальные матери удовлетворенно кивают, и она чувствует себя уверенной: она должна поощрять социально приемлемое поведение. Но ребенок стоит рядом и удивляется. Не понимает. А почему? Потому что на самом деле он имеет полное право не делиться.
Каждый ребенок – эгоист
Малыш не имеет представления о том, что нужно владеть и отдавать, о необходимости вести себя социально. Он еще не может знать, что чувствует и думает другой человек, потому что сейчас его задача – узнавать и формировать себя. В начале жизни он пытается познать мир, и он может сделать это, только притворившись, что принадлежит ему одному.
Все по-прежнему ново: запах в детской и лица мамы и папы, ветер и дождь и ощущение, которое возникает, когда зарываешь руки в песок. В первые годы маленькие люди не могут просто смотреть на такие ощущения и хранить их в своем мозгу: ребенок должен их испытать, сделать их своими – владеть ими. Малышу нужно дотянуться до всего мира, чтобы понять его.
Эгоцентрическая фаза
Психологи называют это собственническое чувство в начале жизни «эгоцентрическим». Ребенок и его мир – это одно целое. И все, все принадлежит ребенку: и сад со всеми дождевыми червями, и детская комната, и мама. Поскольку малыш сначала должен осесть в мире, у него все еще нет термина для «вас», не говоря уже о том, чтобы делиться с другими.
Для ребенка мир – это поле, которое он сейчас завоевывает. Все должно быть рядом, чтобы узнать и познакомиться. Ведра с песком и формы – это просто предметы для матери, которые она купила в магазине. Однако для ребенка это чувственные переживания: подарок любимой мамочки, волшебные приспособления для экспериментов с песком. От них пахнет прогулкой по детской площадке, песком и солнцем. Эти вещи – часть медленно узнаваемого и завоеванного мира. Это не просто предмет. .
– Но твой друг тоже хотел бы поиграть с этим!
Как бессмысленно для малыша такое обращение! То, что взрослые, понимают под «моральным поведением», в том числе необходимость делиться с другими, ребенку все еще чуждо. Малыш эгоист, и так должно быть. Достаточно того, чтобы поселиться в этом странном мире. Он только недавно открыл свое «я». «Мы» еще не вполне ему понятно. Особенно в первые два года жизни.
Социальное поведение постепенно появится
То, что взрослые называют эгоизмом, распространяется и на детский сад. Потому что ребенок все еще далек от того уровня, с которого родители смотрят и оценивают мир.
Сострадание, выручка, самопожертвование – это ценности, которых малыш еще не может достичь самостоятельно. Он такой непосредственный, прямой и увлеченный в своей жизни. Лишь постепенно, благодаря реакции других людей, он учится вести себя социально. Научится сопереживать другим. Узнает, что человек – это социальное существо. И что лучше всего, он выучит это без комментариев и толчков. Потому что его формирует среда, а не словесные попытки повлиять на него.
Его мировоззрение, относящееся к самому себе, лишь постепенно превращается в наблюдение и переживание внешнего мира – и тогда ребенок начинает впитывать реакции других людей. Он начинает беспокоиться о реакции на свое поведение. Замечает, что огорчает другого ребенка, когда опрокидывает конструкцию Лего. Он видит плачущего товарища. Чувствует, что способен утешать себя. Видит себя в социальном обмене с другими и отдает то, что должен, чтобы быть принятым в своей среде.
Когда «владение» становится важным
Несколько лет спустя ребенок вступает в фазу, в которой желание иметь и в истинном смысле «обладать» чрезвычайно важно. Классный компакт-диск, модные брюки, сумка с модным лейблом … Такие желания растут в социальном сообществе, и дети часто воспринимают их исполнение как необходимость для принятия в группе. На этом этапе финансовые возможности родителей, кажется, задают курс на счастье в жизни. Дети постарше не кричат ??о своих желаниях, но они ноют, сетуют и умоляют смягчить свои сердца.
Здесь, как и тогда, в песочнице, терпение – лучшее лекарство. Родители, которые встречают это без особого волнения, которые исполняют четко узнаваемые искренние желания ребенка, но которые сопротивляются быстро меняющимся потребностям на данный момент, дают ребенку вместе со своим собственным образцом для подражания здоровую основу для его образа жизни.
В этом возрасте дети уже могут понять, что товары народного потребления делают этот короткий период жизни приятным, но не подходят для придания жизни смысла. Альтернатива приобретению брендовой одежды – будь то увлечение книгами, музыкой или спортом – отвлекает от таких эфемерных вещей.
Самое постоянное владение – это знания, это способности и чувства, которые растущий человек несет в себе. Основание для этого он находит в родительском доме. Потому что атмосфера, которую ребенок ощущает в своем непосредственном окружении, – это то, что он впитывает. Это замечательная среда для всех последующих переживаний. Любовь и поддержка родителей, даже если финансовые условия не идеальны, дают ребенку необходимое самосознание и, таким образом, основу для формирования его собственного суждения.
Поэтому, если маленький ребенок не хочет делиться своей вещью – пусть не делится. Чужое, разумеется, придётся вернуть. В какой-то момент он неизбежно научится щедрости и доброте.