Постановка жизненных целей у подростков: чему должны научить родители
В 21 веке успешность – это синоним целеустремленности. Но целеустремленность – качество, которое приобретается с возрастом, а не даруется при рождении. Как научиться управлять целями?
Целеустремлённость – волевая категория и у подростков развита частично. Гормональные всплески провоцируют импульсивность характера, и контролировать себя в такие моменты трудно.
Родители должны понять, что жизненные цели ребенка не всегда совпадают с желаниями взрослых. Возможно, стать юристом – не то, чего ему хотелось бы достигнуть. Добиваться желанной цели приятнее, чем жить согласно правилу: «Мама и папа лучше знают, что тебе нужно».
Содержание:
- Учиться желать
- Как разделить глобальную цель на маленькие шаги
- Как ставить жизненные цели
- Проект линии жизни
- Факторы – помощники в достижении целей
- Лестница успеха
- Визуализация намерений
Целеустремлённость складывается из нескольких навыков – обозначить цель, распределить время реализации, умение эффективно работать и контролировать себя.
Учиться желать
У истоков цели обитает желание. Знаете ли вы свои желания, сможете понятно их сформулировать? Не все взрослые могут составить толковый список того, чего хотят. Непросто понять, чего хочется, а тем более, проявить целеустремленность. Чтоб не мучиться поиском, иногда общепринятую идею подают как собственную.
Поддерживайте желания ребенка, не приземляйте его словами: «Хочется – перехочется», потому что мечты исчезнут. И появится новый виток осуждений со стороны взрослых: «Молодежь пассивная, ничего не хочет».
Желание общаться преобразовывается в цель – стать журналистом, преподавателем, заняться торговлей. Пусть подросток самостоятельно выберет большую цель – мечту и определит маленькие ступеньки – ориентиры для достижения главного замысла.
Как разделить глобальную цель на маленькие шаги
Достичь маленьких целей проще и реальней. Успехи, пусть и маленькие, придают уверенность в своих способностях, осознание: «Я могу, мне по силам». Как стать преподавателем? Окончить университет. Но, чтобы учиться в университете, нужно туда поступить. А поступление связано с высокими баллами по ЕГЭ, то есть усиленной учебой. Выстраиваются небольшие цели – отличная оценка на уроке, примерка роли учителя на школьном Дне самоуправления, чтение книг, связанных с целью.
Последние годы учебы в школе становятся определяющими в формировании целей. Привлекать могут не только профессиональные достижения, но и хобби, путешествия – решать ребенку, родители только поддерживают и помогают.
Как ставить жизненные цели
Техники постановки жизненных целей разные – от тренингов до самостоятельных занятий, которые вполне осуществимы в домашних условиях.
Проект линии жизни
Проведите на бумаге горизонтальную линию – это символическое изображение жизни подростка. Вначале отметьте ключевые моменты прошлого и точку настоящего. Пусть подросток заполнит линию жизни этапами будущего по собственным видениям и желаниям в той последовательности, которую он представляет – поступление, создание семьи, туризм, ремонт комнаты или появление собаки.
Факторы – помощники в достижении целей
Помогите определить подростку факторы, влияющие на достижение целей и расположите их по группам. Внешние (объективные) – где живёт, учится, материальные возможности семьи; внутренние (субъективные) – характер, жизненный опыт, способности; социальные – родители, преподаватели, друзья. Возможно, необходимо поработать над одной из групп, улучшить или расширить её.
Лестница успеха
Предложите подростку определить цель года и представить её в виде лестницы с шестью ступеньками. Нижняя – определение, формирование цели, верхняя – цель достигнута. Первую и финальную ступеньки необходимо охарактеризовать несколькими признаками и отметить, где подросток находится на сегодняшний момент. Заполнить пустые ступеньки помогут вопросы: « Каким будет твой следующий шаг? Что можно реализовать сейчас, а чего придется подождать?»
Суть лестницы успеха – упрощение движения к цели, дробление большой цели на этапы и наглядность результатов.
Визуализация намерений
На листе ватмана наклейте вырезки из журналов, газет, нарисуйте картинки, которые символизируют желания подростка. Коллаж должен создавать яркую картинку будущего. Предупредите ребенка – спроектировать красивую картинку и повесить в комнате на стене – мало. Сами по себе желания не сбываются. Желания придется осуществлять самостоятельно и как это сделать, решать только ему. На пути к исполнению желаний пролегает действие.
Родители, чтобы подросток умел ставить реальные цели, и проявлял целеустремленность в достижениях, доверяйте его желаниям и помогайте идти к мечте. И он станет успешным и уверенным в себе взрослым человеком.