Почему воруют дети?
Принято считать, что лет до шести детское воровство является еще невинным, безобидным и с отсутствием мотивации. Ребенку просто могла понравиться чужая красивая книжка или яркая, разноцветная игрушка, или просто конфетки захотелось — вот и пришлось взять.
Малыш еще не осознает, что мир взрослых поделен на «ваше» и «наше», кроха просто безотчетно делает то, что хочется. Самое главное в таких случаях — не спешить осуждать ребенка и ставить на чадо клеймо вора, иначе это может быть моральной травмой, которая пронесется через всю жизнь. Такие травмы могут выливаться затем в поведенческие формы. Замечено, что чаще всего такие ситуации происходят в обеспеченных семьях, потому что родители обделяют детей так необходимым для них вниманием. Они откупаются, покупая дорогие игрушки, выполняя разные желания, нанимая няню и репетиторов, если ребенок ворует что делать. Вот тогда такими нестандартными методами ребенок пробует обратить к себе внимание взрослых. Когда родители сталкиваются с такой проблемой, возникает следующая — страх «потерять лицо» перед соседями или теми, кто стал свидетелями событий. Также большой стыд вызывает сама мысль о том, что ребенок взял что-то чужое, другими словами, уворовал. Для разрешения этой проблемы есть два пути.
Первый. Можно на людях при всех отругать малыша, чтобы окружающие люди увидели возмущение родителей. Но это скажет о том, что взрослые больше беспокоятся о своем виде в этой ситуации, а не о том, из-за чего возникла проблема и как ее решить.
Второй. Если родителям действительно важно душевное состояние ребенка и его понятие данной ситуации, нужно в сторонке объяснить ему, что он сделал не так. Нужно просто выяснить, почему он сделал так, а не иначе. Как правило, тогда родители видят счастливые лица детей, которые наконец-то добились внимания взрослых.
Если проявлять достаточно внимательности, взрослые смогут определить впоследствии, когда ребенку будет недоставать их заботы и смогут предотвратить подобные инциденты, так если ребенок ворует что делать.
И еще такая же проблема может возникнуть, если ребенок не уверен в себе или себе не нравится, если сверстники не хотят с ним дружить. Воровством малыш обращает на себя внимание и не только родительское, но и своих друзей. Таких детей нужно больше хвалить, помогать в делах и мотивировать, когда они начинают что-то делать, также необходимо помочь в общении со сверстниками. Ребенок обязательно поймет, что он нужен, что его замечают.
А бывает еще такой вариант, что вещи украли у самого ребенка, и тогда он может начать воровать, чтобы отомстить. В этом случае с ребенком нужно провести обязательную беседу и объяснить, что таким способом действовать нельзя ни в коем случае, так как местью правды не добиться.
Если ребенок начинает воровать, уже, будучи подростком, то для этого есть весьма веские основания, так как такое воровство происходит уже сознательно и мотивировано. Родители, которые особо не задумываются над воспитанием, быстрее всего предполагают, что ребенок рожден с воровским талантом. Но ведь это не так. И нужно приложить много сил, чтобы предотвратить движение ребенка к серьезной беде. Причиной может быть то, что подросткам нужны средства на сигареты и спиртное, чтобы не «упасть в грязь лицом» перед своими сверстниками. А еще, может быть, подросток попал в плохую компанию, где могут унижать и требовать взносов в средства компании, иначе он будет изгнанным. Также причиной может быть желание ребенка казаться взрослым и сильным, чему, по мнению подростка, способствует совершение плохие поступки, в том числе, воровство. Либо подросток хочет испытать адреналин, думая, что не будет пойманным. Стандартная реакция родителей в таких случаях заключается в громком крике, обмороках, истериках. Либо наоборот, делают вид, что ничего не произошло, и что это был не их ребенок. Но как раз эта позиция является самой ошибочной, потому что, не добившись желаемого внимания, подросток будет продолжать делать что-нибудь похуже, чтобы добиться своего.
Как же решить такую проблему? Самое главное здесь — поговорить со своим взрослым чадом. Нужно суметь объяснить ему простую, но важную вещь: когда он собирается что-то взять чужое и протягивает к нему руку, в этот момент должен думать об этом , присутствовать в этот момент в этом месте, а не быть отрешенным. Он должен попытаться осознать , что он делает, остановить на этом свое внимание. И, как правило, это работает, потому что в это мгновение включается восприятие ситуации и подросток видит себя, как бы со стороны, сосредотачивается на этом, понимая, что это отвратительно и, если ему дали правильное воспитание, останавливается, а не продолжает воровство.